УПАКОВКА В РОССИИ: ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ

01 июня 2022 г.
УПАКОВКА В РОССИИ: ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ

Тренды в отрасли

В отличие от предыдущих кризисов, для которых были характерны универсальные тренды (снижение спроса, падение покупательской способности), текущая ситуация достаточно уникальна. На фоне западных санкций отрасль сталкивается с дефицитом упаковки (в частности, ПЭТ, асептического картона Tetra Pak, алюминиевых крышек, влагостойких бумажных этикеток) и критически важных для ее производства добавок, специальных марок полимеров, красок, клея, компонентов для производства бумаги. Дополнительное давление оказывает регулятор, уделяя повышенное внимание сдерживанию цен не только на полимеры, но и на саму упаковку и продукты. 

Говоря об основных трендах в отрасли, можно выделить несколько направлений, в которых спрос был волатилен в апреле и, по прогнозам, останется таким в ближайшее время:

  • напитки (в частности, крепкие импортные);
  • гибкая и жесткая пищевая упаковка;
  • бытовая химия.

В марте и апреле в этих сегментах наблюдался ажиотажный спрос, основными факторами которого были дефицит и затарка, традиционные закупки перед майскими праздниками, а также новости об уходе тех или иных игроков с рынка. В II квартале эксперты прогнозируют падение спроса в этих сегментах. Ожидается и снижение потребительской активности. По данным аналитического агентства Romir, средние расходы и средний чек сокращаются относительно средних значений двенадцати месяцев.

Тренды в отрасли

В отличие от предыдущих кризисов, для которых были характерны универсальные тренды (снижение спроса, падение покупательской способности), текущая ситуация достаточно уникальна. На фоне западных санкций отрасль сталкивается с дефицитом упаковки (в частности, ПЭТ, асептического картона Tetra Pak, алюминиевых крышек, влагостойких бумажных этикеток) и критически важных для ее производства добавок, специальных марок полимеров, красок, клея, компонентов для производства бумаги. Дополнительное давление оказывает регулятор, уделяя повышенное внимание сдерживанию цен не только на полимеры, но и на саму упаковку и продукты. 

Говоря об основных трендах в отрасли, можно выделить несколько направлений, в которых спрос был волатилен в апреле и, по прогнозам, останется таким в ближайшее время:

  • напитки (в частности, крепкие импортные);
  • гибкая и жесткая пищевая упаковка;
  • бытовая химия.
В марте и апреле в этих сегментах наблюдался ажиотажный спрос, основными факторами которого были дефицит и затарка, традиционные закупки перед майскими праздниками, а также новости об уходе тех или иных игроков с рынка. В II квартале эксперты прогнозируют падение спроса в этих сегментах. Ожидается и снижение потребительской активности. По данным аналитического агентства Romir, средние расходы и средний чек сокращаются относительно средних значений двенадцати месяцев.

Проблема vs потенциал

В ближайшие месяцы на ситуацию в отрасли упаковки будут влиять:

  • снижение покупательской способности;
  • рост себестоимости производства особенно для упаковки с высокой долей валютной составляющей);
  • сужение ассортимента вследствие сокращения импорта и ухода с рынка глобальных игроков;
  • дефицит сырья;
дополнительные санкционные ограничения.

Ключевыми последствиями изменения макроэкономической ситуации для российского рынка станет снижение спроса, рост цен и падение покупательской способности. Однако дефицит импортного сырья и комплектующих будет способствовать оптимизации производства, поиску новых локальных поставщиков и поставщиков в Азии, оперативным омологациям, упрощению структуры упаковки. Дефицит импортной упаковки может означать потенциал для замещения импорта, оперативной замены на локальные продукты, которая поможет рынку. Освоению новых ниш может поспособствовать и дефицит продуктов-субститутов (бумаги, фольги, ПЭТ, бумажной этикетки и самоклейки). Текущая ситуация, помимо глобальных вызовов, дает нам и большие возможности, которые мы вместе и оперативно должны использовать.